«Мы показываем, что и в Сибири можно делать клёвый продукт»


Партнеры агентства «Проектмаркетинг +1» Александр Осадчий и Максим Кулдошин — о любви к малой родине и глобальном мышлении, о снайперах и врачах, об ответственности дизайнера и справедливой цене за креатив.


Представьте, что я ничего не знаю о вашем агентстве. Как вы расскажете мне, что такое «Проектмаркетинг +1» и чем он занимается?

Александр Осадчий: Мы создаем эффективные маркетинговые инструменты. Мы занимаемся и дизайном, и веб-разработкой, и креативными решениями но каждый раз подбираем уникальную комбинацию разных инструментов для эффективного и эффектного достижения цели. Разрабатывая новый бренд, мы думаем не только о том, как он будет смотреться на баннере, но и как он будет жить во всех других средах. Захочет ли клиент делиться брендом в своем Фейсбуке или отмечать его в Инстаграме, пойдет ли на устроенное брендом шоу, увлечется ли интерактивным проектом…

Для многих клиентов слово «брендинг» по-прежнему означает «картинки и логотипы». Что вы рассказываете клиенту, когда он показывает такое понимание брендинга?

А.О.: Это нормально, что люди мыслят категориями конечного продукта. Приходят и говорят: нам нужен сайт. Или фирменный стиль. Или баннер. Начинаешь выяснять – и понимаешь, что клиент хочет что-то транслировать, не имея фундамента.

Что ты имеешь в виду под «фундаментом»?

А.О.: Все знают, как устроен дом. Там есть фундамент, стены, крыша… В нашем случае фундамент – это бренд-платформа, набор визуальных инструментов, тон коммуникации. Стены – раздаточные материалы, буклеты, всё то, что пассивно контактирует с клиентом. А крыша – это рекламная кампания, которая активно взаимодействует с аудиторией и стимулирует продажи. Поэтому когда человек приходит к нам с просьбой сделать ему стены без фундамента, приходится показывать ему примеры, как мы выстроили дома для других клиентов.

Максим Кулдошин: Если бы мы переубеждали человека со стартовым запросом «сделайте мне баннер», он бы отнесся к нам с недоверием. Поэтому мы просто показываем то, что делали раньше другим компаниям: с чем они к нам пришли – и что получилось в итоге. Видя эту динамику – от архаичного дизайна и коммуникаций к современному образу – клиенты понимают, что эта планомерная работа гораздо больше простого «нарисуйте мне баннер».

А.О.: Кроме сравнения с возведением дома у нас есть вторая любимая метафора – рекламщики-проститутки и рекламщики-врачи. Проститутки – это такие специалисты, которые делают пресловутый баннер ровно так, как диктует им заказчик. Они стремятся максимально ублажить клиента, чтобы быстрее выполнить заказ и получить деньги.

В отличие от них, рекламщики-врачи не бросаются сразу рисовать баннер, а сперва собирают анамнез – задают вопросы, определяют истинную потребность клиента, ставят диагноз. Человеку нужно только рассказать, как он себя чувствует, а набор инструментов и график лечения мы ему предложим. В процессе такой беседы у самого заказчика появляется понимание, что для качественного достижения цели одного баннера будет не достаточно.


Если ты постоянно всё таскаешь на утверждение заказчику, это обнуляет твое профессиональное мнение.


М.К.: Создатель ОКБ «Атом» и гуру российского промышленного дизайна Алексей Маслов как-то сказал, что у дизайнера, как и у снайпера, есть только один выстрел. В этой фразе я вижу призыв к дизайнерам научиться брать на себя ответственность за результат своей работы. Если ты постоянно все таскаешь на утверждение заказчику, это обнуляет твое профессиональное мнение. Ты сваливаешь свою ответственность на клиента. А нужно самому принять решение и самому нести за него ответственность.

Если развивать сравнение со строительством дома, то в каком стиле предпочитает строить бренды «Проектмаркетинг +1»?

А.О.: Наш стиль – делать компании более интересными и привлекательными в глазах клиентов. Если мы не выявим уникальные черты в характере и образе компании, то она будет как все. Мы создаем индивидуальность.

При этом российские бизнесмены феноменально скромны. У них масса интересного опыта в закромах, но это как-то не принято транслировать. Например, один наш клиент делает материалы для домостроения и уже 20 лет поставляет древесину глубокой переработки в Германию, Египет и Японию. У него классное оборудование и уникальные спецы – но до встречи с нами он не считал нужным это рассказывать.


Один наш клиент сделал сайт за 50 тысяч рублей в другой конторе. А через полгода вернулся и сказал: «Сайт за пятьдесят я посмотрел, давайте теперь делать нормальный сайт».
Picture 1
Picture 21


Все ли готовы платить за то, что акцентируете в компаниях что-то такое, что они и так про себя знают?

А.О.: Не все, но по мере появления хороших брендинговых кейсов ситуация меняется в лучшую сторону. Вообще, в России почему-то считается, что креативный продукт должен стоить дешево. Отсюда расхожее возражение клиента: «Мой племянник знает фотошоп, он такую же картинку за пять минут сделает».

М.К.: Однажды мы выставили клиенту предложение на разработку сайта. Клиент обиделся, цена показалась высокой, пошел в другую компанию – и сделал сайт за 50 тысяч. А через полгода вернулся и признался: «Сайт за пятьдесят я посмотрел, давайте теперь делать нормальный сайт».

А.О.: В Сибири действительно особенная ментальность: здесь клиенты обижаются, когда им предлагаешь адекватную цену за креативный продукт.

И как с этим бороться?

А.О.: Показывать неизменно высокий результат и обосновывать свою ценность, приводя в пример тех клиентов, которые уже прошли с нами весь путь – и в итоге стали более эффективными в бизнесе. Ведь на хороший проект работает целая команда специалистов, их время и компетенции – это основная статья расходов.

М.К.: Много лет назад, когда я только начинал, я сомневался в эффективности того, что делаю. А потом на примере наших клиентов увидел, насколько быстрее хорошая идея и проработанная картинка продают товары и услуги, привлекают и увлекают людей. Тщательно продуманный интерьер, красивый стаканчик с кофе – все это вызывает желание «купить и себе тоже». Идеальная картинка, шикарный текст, где каждая фраза побуждает тебя прикоснуться к товару, – всё это реально работает. Грамотная основа – слоган, название, визуальная стилистика – окупаются с лихвой. Но пока не все клиенты это чувствуют.

Мы стараемся «проявить» индивидуальность компании, чтобы клиент чувствовал в проекте частичку себя, а не только частичку «Проектмаркетинга».


В чем вы наиболее сильны как специалисты и как компания?

М.К.: Мы нацелены на результат. Нам не интересно просто заработать денег. Гораздо важнее сделать клёвый продукт, которым можно будет гордиться.

А.О.: Мы умеем слышать и быстро понимаем, что на самом деле нужно клиенту. Мы не предлагаем лишнего, можем сказать непоследовательному заказчику: «Вы пока этого не делайте. Пройдите вот этот маленький шажок, он сильно скорректирует ваши дальнейшие шаги». И клиента это успокаивает, ведь мы даем профессиональный совет, как оптимизировать его работу, не пытаясь раскрутить его на деньги.

М.К.: В каждом проекте мы стараемся «проявить» индивидуальность компании и сделать свою работу так, чтобы её результат был близок клиенту. Чтобы он чувствовал в проекте частичку себя, а не только частичку «Проектмаркетинга».

Говоря о ценности времени для достижения хорошего результата, Уоррен Баффет однажды пошутил: «Вы не получите ребенка через месяц, даже если заставите забеременеть девять женщин». Сколько обычно длится творческая беременность проектами в «Проектмаркетинг +1»?

М.К.: Обычно компании приходят к нам перезагружаться, а это не может быть сделано в одночасье. Когда мы начинаем работать над проектом, то вскрываем в компании клиента внутренние «рассинхроны» и пробелы. Прежде чем мы изменим заказчика внешне, он успеет несколько раз поменяться внутренне – мы словно переделываем компании изнутри. Бывает, у них четыре менеджера сменяются, пока мы ведем один проект. Потому что клиент начинает расти в своем понимании брендинга.

А.О.: Даже к простой задаче вроде переделки сайта мы не станем подходить формально, а начнем расставлять все по полочкам – что из прошлого опыта компании является крайне ценным и важным, а от чего желательно отказаться. На эту аналитику тоже уходит время. Один наш клиент для разработки новой версии сайта принес жесткий диск, на котором было 120 гигабайт информации, собранной за много лет. А мы в проекте не использовали ни одной фотографии, ни одной строчки оттуда – все было снято и написано заново, потому что исходный контент был очень разрозненный и не подчинялся никакой единой логике. А иногда достаточно внести лишь лёгкие штрихи и продукт начинает выглядеть значительно свежее.


У нас есть проекты, в которых заняты десятки специалистов со всей страны, и нам это кажется нормальным и правильным.
Picture 3
Picture 4


Во что вы верите? Какую культуру стремитесь взрастить в брендинге?

М.К.: Мне бы хотелось быть маяком для молодых творческих ребят и прогрессивных клиентов. Сейчас много талантливых людей сваливают в Москву, Питер или за границу. А мы хотим показать, что и в Сибири можно делать клёвый продукт. Что можно жить в Красноярске и не знать ограничений: «Проектмаркетинг +1» работает с самыми крутыми фотографами, иллюстраторами и креаторами.

А.О.: Мы не стремимся весь продакшн замкнуть на наших мощностях. Чем больше творческих людей прикоснулось к продукту, тем ярче результат. Артемий Лебедев первым стал показывать, сколько людей заняты в проектах. Теперь и у нас есть проекты, в которых заняты десятки специалистов со всей страны, и нам это кажется нормальным и правильным.

М.К.: Нам всем в разное время поступали предложения работать в Москве или Питере, но мы приняли решение остаться. Мы мечтаем здесь, в Сибири, создать среду, в которой люди не побояться что-то делать. Мы хотим вдохновлять. Себя. Коллег по цеху. Другие компании... Если все начнут вдохновлять друг друга в здоровой конкурентной среде, если государство станет вдохновлять бизнес и горожан – город станет лучше.

Не обязательно жить в Москве или Лос-Анджелесе, чтобы делать крепкий бизнес и хороший продукт.


А.О.:
Мы считаем, что именно вдохновение является двигателем бизнеса. Не важно, на чем вы зарабатываете деньги – на магнитно-гидродинамических индукторах или на резиновых изделиях №2, – мы своей деятельностью будем вдохновлять вас на позитивные изменения. А красноярских творческих людей – на создание клёвых вещей. Не обязательно жить в Москве или Лос-Анджелесе, чтобы делать крепкий бизнес и хороший продукт. Ты можешь быть где угодно: есть интернет, профильные сайты, тренды... Какой продукт получится, сегодня зависит не от географии, а от людей.